Игра Евгения Павловича, будь то театральная постановка или кинолента, всегда была настолько чуткой и искренней, что не верить ему было невозможно — он отдавался на все сто. Для детей он стал тем самым добряком Винни-Пухом, а для их родителей — доцентом из шедевральных «Джентльменов удачи» и королем из «Обыкновенного чуда»...
Своей обаятельной игрой Евгений Павлович навсегда закрепил за собой звание всенародного любимца: фильмы с его участием стали культовыми, а его необычайная харизма до сих пор заставляет нас радоваться, плакать и смеяться — переживать всё то, что переживает герой Леонова.
Евгений Леонов родился в Москве. Отец, Павел Васильевич, был инженером и работал на авиазаводе, а мать, Анна Ильинична, хлопотала по дому. Семья жила в коммунальной квартире. У Евгения был старший брат Николай, который впоследствии работал авиаконструктором в Туполевском бюро.
В возрасте семи лет пошел в школу, где дополнительно занимался в театральном кружке. Но школу юный Женя не закончил: началась Великая Отечественная война. Он устроился учеником токаря на авиазавод, где работал его отец.
В 1943 году Евгений Леонов поступил в Московский авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе. В техникуме Леонов занимался художественной самодеятельностью и организовывал студенческие мероприятия. Он мечтал стать артистом, поэтому, проучившись в техникуме три года, он решил поступать на драматическое отделение в Московскую театральную студию.
В 1947 году Евгений Леонов окончил студию и поступил в Московский театр Дзержинского района, а через год перешел в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского. Первое время Леонов играл лишь в массовке — новичкам сложившийся коллектив артистов крупных ролей не давал.
Однако в середине 1950-х годов ситуация изменилась: в нем заметили исключительный талант. Режиссер Михаил Яшин назначил Леонова на роль Лариосика в пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». За этой ролью последовали и другие: роль Робинзона в «Бесприданнице», Винченцо в «Де Преторе Винченцо» и фиванского царя Креонта в «Антигоне».
В 1968 году Леонов перешел в Московский академический театр им. В. Маяковского. Там он сыграл множество замечательных ролей, однако из-за разлада с режиссером Андреем Гончаровым Леонов (тот не мог простить артисту съемки в рекламе) перешел в Театр им. Ленинского комсомола, где играл до конца жизни.
Среди лучших ролей, сыгранных в «Ленкоме» — Иванов в одноимённой пьесе А. П. Чехова, Вожак в «Оптимистической трагедии» Вс. В. Вишневского и Тевье в «Поминальной молитве» Г. Горина — роль, за которую актёр был удостоен Государственной премии России.
29 января 1994 году Евгений Павлович скончался.
С 1948 года Евгений Павлович снимался в кино. Первой его ролью стала роль Шулейкина в фильме «Полосатый рейс», который подарил ему популярность, и не просто так: его самобытная и виртуозная игра пришлась по душе зрителям. С тех пор отрицать прирожденный, совершенно необыкновенный талант Леонова было невозможно.
Следующим фильмом, где талант артиста раскрылся с широким размахом, стали «Джентльмены удачи», где Леонов сыграл сразу две роли: уголовника Доцента и доброго заведующего детским садом. Наверное, не стоит пересказывать сюжет фильма и отмечать замечательную игру Леонова: лучше посмотреть самостоятельно или же пересмотреть — этот фильм из ряда тех, что не становится хуже от повторного просмотра.
С первого взгляда может показаться, что амплуа Леонова — забавные недотёпы и простодушные весельчаки, однако это совершенно не так: он примерял на себя и драматические образы — донской казак из «Донской повести» — и играл злодеев — король из «Обыкновенного чуда». Везде Леонов смотрелся гармонично, но сам артист писал: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь».
Театральный режиссер Андрей Гончаров писал о таланте Леонова так: «Евгений Леонов был великим русским комиком. А знаете, что такое русский комик. Это обязательно, непременно — ещё и трагик, в нем должна быть романтическая слеза, звучать интонация трагедии»
К слову, за фильм «Донская повесть» Евгений Леонов получил приз на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) в 1965 году и премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в 1966-м. Играя, Леонов практически никогда не гримировался, а герои говорили его хриплым, глуховатым голосом.
Его концерты всегда посещало много детей: вживую увидеть человека, который озвучил всеми любимого Винни-Пуха, хотело много мальчишек и девчонок. Автографы детям Леонов оставлял на фотографиях так: «От Винни-Пуха».
Последней ролью Евгения Павловича стал Тевье-молочник в спектакле «Поминальная молитва». В день смерти он должен был играть именно в этой постановке. Люди, пришедшие на «Поминальную молитву», не сдали билеты. Несколько часов у входа в театр стояла толпа почитателей со свечами.